| |||
Цели: сформировать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства; дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства; дать понятия «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район»; развивать умения самостоятельной работы со статистическим материалом, умение составлять схемы, конспекты при изучении нового материала.
Оборудование: атлас, учебник. Тип урока: урок — лекция с элементами самостоятельной работы. |
Ход урока |
I. Проверка домашнего задания
Учитель проводит географический диктант. На доске термины: 1) мировое хозяйство; 2) МГРТ; 3) интеграция; 4) Европейский Союз; 5) АСЕАН; 6) ОПЕК; 7) специализация; 8) мировой рынок; 9) НТР; 10) ЛАИ. Учитель читает определения этих терминов и понятий, учащиеся выбирают правильные слова и в своих тетрадях расставляют цифры в том порядке, в котором о них говорит учитель, или по порядку записывают термины и понятия. 1. Н.Н. Баранский назвал его основным понятием экономической географии. (МГРТ.) 2. Оно сформировалось в конце XIX-XX в. в результате развития машинной индустрии, мирового рынка и транспорта. (Мировое хозяйство.) 3. Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу. (НТР.) 4. Группировка стран экспортеров нефти. (ОПЕК.) 5. Отрасли, ориентированные на экспорт продукции. (Отрасли специализации.) 6. Эта интеграционная группировка стран основана в 1957 году как «Общий рынок». (ЕС.) 7. Североамериканская ассоциация свободной торговли. (НАФТА.) 8. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. (АСЕАН.) 9. В эту группировку входят: Бразилия, Аргентина, Перу, Парагвай, Колумбия и другие страны этого континента. (ПАИ.) 10. В эту региональную группировку входит 21 страна, в том числе и Россия. (АТЭС.) |
II. Изучение нового материала |
На доске написан план изучения новой Темы:
1. Структура мирового хозяйства: а) доиндустриальная. б) индустриальная. в) постиндустриальная. 2. Влияние НТР на отраслевую структуру материального производства: а) промышленность: добывающая (1/10); обрабатывающая (9/10). б) «авангардная тройка» — (машиностроение (наукоемкое и точное), химическая промышленность (химия органического синтеза) и электроэнергетика.) в) сельское хозяйство: животноводство; растениеводство (технические, кормовые, овощные культуры). г) транспорт: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный. 3. Географические модели мирового хозяйства: а) двучленная: Север — Юг. б) трехчленная: Центр, Полупериферия, Периферия. в) десятичленная: 1) Зарубежная Европа, 2) Северная Америка, 3) Китай, 4) Япония, 5) НИС Азии, 6) Индия, 7) Бразилия, 8) СНГ, 9) Страны Персидского залива, 10) Мексика. 4. Территориальная структура мирового хозяйства: 1) в развитых странах (высокий уровень зрелости) 4 типа экономичес¬ких районов: а) высокоразвитые (наукоемкие отрасли, динамичное развитие). Пример: (Калифорния – США, Лондонский район – Великобритания, Парижский район – Франция и т.д.) б) старопромышленные районы, депрессивные (старые отрасли, проблемы: депрессия, безработица, экологические). Пример: (Рурский район в ФРГ, Эльзас и Лотарингия во Франции, Аппалачский район в США). в) аграрные районы (отсталые, сельское хозяйство). Пример: (Юг Италии, Шотландия и Уэльс в Великобритании). г) районы нового освоения (труднодоступные, с экстремальными природными условиями, но богаты природными ресурсами). Пример: (Север Канады, Аляска США, Амазония). 2) в развивающихся странах «Две страны в одной стране» (колониальный тип структуры, низкий уровень зрелости). а) центр — столица (политическая или экономическая), порт, районы горнодобывающей промышленности, плантации. Пример: (Буэнос-Айрес в Аргентине, Сан-Паулу в Бразилии, Бомбей и Калькутта в Индии…). б) периферия — потребительское сельское хозяйство. 5. Региональная политика (цель - сглаживание диспропорций). а) «полюс роста». б) наукоемкие производства. в) «разгрузка» крупных городов. г) освоение новых районов. Подход к изучению данной темы может быть дифференцированным. Учащиеся с высоким уровнем учебных навыков могут изучить данную тему самостоятельно. Их основная задача — используя данный план и текст учебника, составить конспект урока. Вторая часть класса работает, ориентируясь на план и лекции учителя. Структура мирового хозяйства Учитель: Человеческое общество проходит три стадии развития: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Этим стадиям соответствуют три типа структуры хозяйства. Доиндустриальная структура, или аграрная. Основными отраслями экономики при этой структуре являются: сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство. На долю сельского хозяйства в этих странах приходится более 50% ВВП.Эту структуру имеют в настоящее время развивающиеся страны Африки, Азии. Для развитых стран такая структура была характерна до XIX века (до промышленных революций). Индустриальная структура экономики, при которой ведущими отраслями являются отрасли промышленности, большая часть населения занята в сфере материального производства. Индустриальными странами являются страны Восточной Европы, в том числе Россия, а также нефтедобывающие страны, некоторые страны Латинской Америки и Азии. Доля промышленности в ВВП составляет более 50%. Постиндустриальная структура экономики начала формироваться в эпоху НТР. К странам с постиндустриальной структурой относятся развитые страны Зарубежной Европы, США, Япония, Канада, Австралия Доля сферы услуг в этих странах составляет более 60%. Признаки этой структуры хозяйства: 1) переход от производства товаров к производству услуг (здравоохранение, реклама, бытовые услуги, образование); 2) преобладание работников умственного труда; 3) сочетание прикладных и фундаментальных наук, работающих на наукоемкие производства; 4) в сфере управления — использование новейших информационных технологий; 5) в сфере экологии — контроль за вмешательством человека в природу, рациональное использование природных ресурсов. Задание: Пользуясь таблицей 15 в приложении учебника, подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной структурой экономики. Влияние НТР на отраслевую структуру хозяйства Задание: Используя текст учебника и план (на доске), определите какие отрасли материального производства развиваются в эпоху НТР более быстрыми темпами. Контрольные вопросы по данному пункту: 1) Какая группа отраслей является ведущей в эпоху НТР? (Авангардная тройка» — машиностроение (наукоемкое и точное), химическая промышленность (химия органического синтеза) и электроэнергетика.) 2) Почему снижается доля добывающей промышленности? 3) Какая отрасль сельского хозяйства развивается более быстрыми темпами? (Животноводство.) 4) Почему в растениеводстве увеличивается роль кормовых, технических культур? 5) Роль каких видов транспорта возросла в конце XX века? (Автомобильного, воздушного.) 6) Почему автомобильный транспорт стал лидирующим не только во внутригородских перевозках, но и в международных перевозках? (Доставка «от двери до двери», без перегрузки.) Географическая модель мирового хозяйства Учитель: По мере развития мирового хозяйства изменялась и его географическая «модель». Из одноцентрового (центр — Европа) оно стало двухцентровое (США и Европа), а затем и полицентрическое. 1) При двучленной модели мирового хозяйства страны делятся на две группы: развитые и развивающиеся. Развитые страны, расположенные в основном в северном полушарии называют Севером, а развивающиеся страны — Югом. Юг сильно отстает от Севера, по выражению Н.Н. Моисеева, страны Юга «отстали навсегда». 2) При трехчленной модели мирового хозяйства выделяются: а) наиболее развитые страны Запада; б) развивающиеся страны; в) страны с переходной экономикой. Еще одна трехчленная модель подразделяет мировое хозяйство на Центр, Полупериферию и Периферию. Центр — это 25 стран Севера. Эти страны определяют мировой научно-технический прогресс. Ядрами Центра являются страны ЕС, США, Япония. В состав Периферии входят развивающиеся страны (около 100). В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство. Полупериферия находится между Центром и Периферией. К ней относят страны Опек, «продвинутые» страны Латинской Америки, некоторые страны с переходной экономикой. 3) При полицентричной модели мировое хозяйство делят на десять Центров. 1. Европа. 2. Северная Америка. 3. Япония. 4. Китай. 5. Индия. 6. Нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии. 7. Страны НИС. 8. Страны СНГ. 9. Бразилия. 10.Мексика. Территориальная структура мирового хозяйства ТСХ — территориальная структура хозяйства — это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Что такое территориальные элементы? Это городские агломерации, транспортные магистрали, промышленные районы, рекреационные рай¬оны. Они определяют географический рисунок расселения населения. Рисунок может быть моноцентрическим, полицентрическим и смешан¬ным. Например, в ФРГ рисунок расселения населения полицентрический, а во Франции — моноцентрический. В развитых странах сформировалась территориальная структура, отличающаяся многочисленными промышленными центрами, районами с густой транспортной сетью, районами с интенсивным сельским хозяйством, которые образуют опорный каркас всей территориальной структуры: В развитых странах выделяют 4 типа экономических районов. 1) Высокоразвитые районы. Хозяйство этих районов отличается динамичностью развития, наличием наукоемких отраслей промышленности. Ведущей отраслью является непроизводственная сфера. Примерами таких районов являются Калифорния (США), Лондонский район Великобритании, Парижский район Франции, Московский район России, Север Италии. 2) Старопромышленные, или депрессивные районы. Сформировались в XVIII-XIX веках. Основными отраслями этих районов являются старые отрасли: угольная промышленность, металлургия, текстильная промышленность, судостроение. Для экономической жизни этих районов характерны спады производства, депрессии, безработица. Старые технологии на предприятиях, сосредоточение «грязных» отраслей, а так же высокая концентрация производства являются причинами тяжелой экологичес¬кой ситуации в этих районах. Примерами таких районов служат Рурский район в ФРГ, Эльзас и Лотарингия во Франции, Аппалачский район в США, Уральский район в России. 3) Отсталые, аграрные районы. Это районы с редкой транспортной сетью. Население районов занимается в основном сельским хозяйством. Примерами таких районов являются районы Юга Италии, центральные районы Франции, Шотландия и Уэльс в Великобритании. 4) Районы нового освоения. Это районы труднодоступные, неосвоенные, малообжитые, но имеющие богатые природные ресурсы. К таким районам относятся Север Канады, Аляска США, Север, Сибирь и Дальний Восток России, Северное море, Амазония. В развивающихся странах другой географический рисунок размещения хозяйства. Хозяйство стран Азии, Африки, Латинской Америки формировалось в условиях колониальной зависимости и имеет структуру колониального типа. Для этого типа структуры характерен низкий уровень насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями. Большая часть территории этих стран имеет очаговое заселение, а основное занятие населения — потребительское сельс¬кое хозяйство. Отсюда население выезжает в центры — столицы, порты — в поисках работы. Роль главного центра в стране играет ее столица, как правило, она же является морскими воротами страны. Примерами таких центров являются Буэнос-Айрес в Аргентине, Сан-Паулу в Бразилии, Бомбей и Калькутта в Индии, Касабланка в Марокко. От центра страны вглубь ведут дороги, которые соединяют между собой районы плантационного хозяйства, горнодобывающей промышленности. Дороги соеди¬няют экспортные морские порты и районы производства продукции, иду¬щей на экспорт. Региональная политика Целью проведения в странах региональной политики является сглаживание диспропорций в территориальной структуре хозяйства. Большинство стран Центра проводит региональную политику, которая представляет собой комплекс мероприятий — законодательных, административных, природоохранных, экономических, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей. Сглаживать диспропорции необходимо между высокоразвитыми, депрессиdными и отсталыми районами в развитых странах. Для этого в отсталых районах сооружают крупные предприятия, которые послужат «полюсами роста». В депрессивных районах размещают наукоемкие производства. В развивающихся странах необходимо снять нагрузку со столиц, формировать систему городов, осваивать глубинные районы страны. Иногда Для этого переносят столицу в глубинные районы страны. Например, в Аргентине переносят столицу из Буэнос-Айреса на юг, в город Вьедму. Ш. Закрепление изученного материала На доске записаны термины. Учитель читает определения. Задача учащихся — найти соответствие между определением и понятием. 1. Мировое хозяйство. 2. Мировой рынок. 3. Сфера услуг 4. Инвестиции. 5. Патент. 6. Лицензия. A. Сфера международного обмена товарами и услугами, в основе которого лежит международное разделение труда; в узком смысле — совокупность рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. Одна из предпосылок возникновения ми¬рового хозяйства. Б. Совокупность национальных хозяйств всех стран мира, их экономических взаимосвязей и взаимоотношений, включающих внешнюю торговлю, вывоз капитала, миграции рабочей силы, заключение экономических соглашений, создание международных экономических организаций, обмен научно-технической информацией. B. Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные (вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.). Г. 1) Совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в виде услуг — непроизводственная сфера; 2) Торговля, общественное питание, услуги по производству и ремонту различной продукции народного потребления (одежды, обуви, предметов хозяйственного назначения и т. д.). Д. 1) Экспортная или импортная, выдается компетентным государственным органом на осуществление внешнеторговых операций. 2) Разрешение на использование изобретения или иного технического достижения, выдается владельцем патента. 3) Разрешение на ведение какой-либо деятельности, на отстрел животных и др. Е. 1) Документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением, полезной моделью, промышленным образцом и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на использование указанных объектов. 2) Документ на право заниматься торговлей или промыслом и т. д., в некоторых государствах — на занятие определенной должности. Задание: Ответить на вопросы блока самоконтроля и взаимного контроля. На обсуждение вопросов можно выделить несколько минут, дать вопросы на группу. Например, 1 группа обсуждает вопросы №№ 1, 2 из части «Как вы объясните». 2 группа обсуждает вопросы № 3, 4, 3 группа — вопросы № 5 «Как вы объясните» и № 1 «Как вы думаете», 4 группа — вопросы № 4, 5 «Как вы думаете». Учащиеся с низким уровнем умений и навыков могут найти в тексте и дать определения понятий «Можете ли вы» № 2.) IV. Домашнее задание 1. Текст. 2. Ответить на вопросы блока самоконтроля и взаимного контроля на с. 107. |